Существует закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который закрепляет адвокатуру как Институт, регламентирует порядок деятельности, порядок получения статуса адвоката и прочие механизмы внутреннего саморегулирования.
Однако, на сегодняшний день, мы не найдем ни одного нормативно-правового акта, который бы регулировал не просто оказание услуги, а предусматривал бы механизмы ее работы и давал понятие оценки качества этой услуги.
Взаимоотношения между потребителем и юристом
Потребитель услуги юриста – это клиент. Но как должна производиться оплата услуг этого юриста: за конечный результат или за процесс? Особенно если предположить, что потребитель не владеет правовой грамотностью.
Кажется логичным, что консультация является услугой, которую получает потребитель. И уже основываясь на информации, полученной в ходе консультации, потребитель дальше может выбирать пути своей защиты. А значит и оплата должна идти по факту проведенной юридической консультации.
Ведь в данном случае именно консультация является фактором оценки проблемы потребителя. То есть адвокат по защите прав потребителей, оценив ситуацию, делает правовое заключение. И информирует потребителя о целесообразности подготовки обращения, например, в надзорные инстанции, или досудебного урегулирования, или же видит судебную перспективу.
Но как же строится этот процесс на практике? Юрист подключается к защите потребителя, получая деньги за процесс, а не результат.
Цель одна – получить с потребителя денег, и чем больше, тем лучше. А больше можно получить, если втягивать потребителя в зачастую ненужный документооборот и, естественно, судебные тяжбы.
Пример из практики
Столкнувшись с некачественной обувью, потребитель обратился за зищатой своих прав к юристу. В ходе консультации выяснилось, что методами защиты юрист видит обращение в органы Роспотребнадзора, а также соблюдение претензионного порядка с целью подготовки заявления в суд.
Таким образом, юрист предложил потребителю оплатить его услуги за три документа (обращение в Роспотребнадзор, претензия и исковое заявление), при этом, очевидно, что вся стратегия защиты состоит из подготовки оплачиваемых документов, с последующей оплатой представительства юриста в суде, а не в создании реальной линии защиты потребителя.
ОЗПП «Росконтроль» проанализировало информацию, и, ознакомившись с ситуацией, уже другой юрист направил потребителя в магазин обуви с претензией, состоящей из 4-5 предложений. Таким образом все проблемы с продавцом были решены на стадии зарождения конфликта. Магазин без исследований и экспертиз признал некачественность обуви, предложив, или приобрести другую пару, или вернуть деньги.
Оценка качества юридической услуги
В какой ситуации потребитель получил качественную юридическую услугу? Там, где его права были оперативно защищены, или там, где его вовлекали в долгие судебные перепетии, причем за счет средств самого потребителя?
Отсюда же вопрос: за что хотел юрист получить денежные средства от потребителя? За реальную защиту его прав, или за втягивание потребителя в абсолютно никому ненужный судебный процесс, для увеличения оплаты своих услуг.
К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что качество предоставляемых услуг со стороны юридического сообщества неуклонно падает. На первом месте деньги, а реальная защита это просто косвенный фактор, который позволяет юристу получить с клиента гонорар.