Давно собирался дотошно посчитать, не выгоднее ли такси, чем личный автомобиль? Я уже проводил подобный расчет для маршрутного транспорта, но автобус — это все-таки дауншифтинг, а хорошее такси в чем-то даже комфортнее личного авто.
Исходные условия я принял такие: каждый будний день ездим на работу на расстояние 7 км. В выходные выбираемся в гости или парк в черте города — два раза в неделю..Раз в месяц катаемся по межгороду в радиусе 120 км (скажем, в Миасс).
Я посчитал расходы для двух типов личных авто: бюджетного нового ценой 350 тысяч рублей (пусть будет Lada Granta) и среднеценового за 700 тысяч рублей (типаCitroen C4, Ford Focus или Volkswagen Golf). Такси тоже взял две разновидности: подешевле (частники) и полноценное.
Понятно, что цифры условные — у каждого своя ситуация, и насчет каждого параметра можно спорить. Но меня интересует даже не точное значение, а порядок величин.
Расходы на автомобиль, ежегодные, руб.
Статья расходов | Авто за 350 тысяч рублей | Авто за 700 тысяч рублей |
Топливо (пробег — 11 тысяч км, цена топлива — 33 рубля, расход — 10 л/100 км) | 36.360 | |
Стоянка (1500 р. в месяц) | 18.000 | |
Техобслуживание | 5.000 | 10.000 |
Шиномонтаж | 1.500 | 2000 |
ОСАГО | 3.500 | 4.500 |
КАСКО | Отсутствует | 40.000 |
Потеря стоимости (в первые годы) | 30.000 | 80.000 |
Мойка | 1.200 | 1.800 |
Прочие (скребки, омывайка и т.п.) | 2.000 | 3.000 |
Транспортный налог | 750 | 2500 |
Итого | 96.810 | 198.160 |
В данном расчете я беру пробег, рассчитанный исходя из указанных выше условий. Понятно, что имея машину, иной раз мы можем совершить необязательный вояж. Но я не рассматриваю поездки в Сочи или Владивосток на машине: в конце концов, необходимость личного авто для подобных турне вообще очень спорна — иной раз самолет будет оптимальнее по соотношению цена/время/риски. Короче, я учитываю необходимый минимум поездок, чтобы условия были сравнимыми.
Расходы на такси, ежегодные, руб.
Расходы | Бюджетное такси (диспетчерская служба) | Полноценное такси (со своим автопарком) |
Ежедневные поездки (цена х туда-обратно х количество дней) | 120х2х250= 60.000 | 180х2х250=90.000 |
Поездки в выходные (цена х туда-обратно х количество дней) | 160х2х100=32.000 | 220х2х100=44.000 |
Поездки по межгороду (цена километра х количество километров х количество поездок) | 8 х 240 х 12 = 23.000 | 12 х 240 х 12=34.560 |
Итого | 115.000 | 168.560 |
Мой грубый расчет показывает, что расходы на автомобиль и такси аэропорт курумоч плюс-минус сравнимы. Тут сразу нужно признать, что я выбрал график не самого мобильного гражданина России, и если у кого-то работа связана с постоянными разъездами, вопрос о такси в принципе не стоит. Чем дешевле машину мы берем, чем меньше о ней заботимся и чем дальше ездим, тем больше экономическая эффективность личного авто.
Помимо цены, конечно, всех волнует удобство. В таблице ниже я собрал плюсы и минусы поездок на такси безотносительно стоимости удовольствия.
Плюсы и минусы такси
Плюсы | Минусы |
Подается к подъезду
Зимой не нужно греть салон и отскребать лед Можно ездить пьяным В поездке можно заниматься своими делами или спать Минимум хлопот, связанных с содержанием машины Минимум нервотрепки из-за ДТП или серьезных поломок Можно эффективно сочетать с поездками на общественном транспорте, пешим ходом или велосипедом Нет проблем с парковкой
|
Требует большие организационных усилий: спланировать день, позвонить заранее, дождаться
Больше рисков опоздать Возможные проблемы с вызовом в тяжелых погодных условиях (сильный мороз, внезапный снегопад) Сложнее поездки с детьми (детское кресло) Есть риск нарваться на неадекватного водителя или неисправную/убогую машину Необходимо терпеть присутствие кого-то еще в салоне Ограниченные возможности спонтанных поездок, особенно на большие расстояния Не так престижно/интересно |
Как я вижу, почти все отмеченные минусы такси (кроме последнего) — это не минусы вида транспорта, как такового, а проблемы местных операторов. Если представить некую цивилизованную службу, которая к тому же ценит постоянных клиентов, почти все минусы можно свести на нет. В конце концов, и личный автомобиль может сломаться в дороге или застрять на стоянке в снегопад.
Этот небольшой анализ подводит меня к мысли, что такси, в принципе, могло бы стать альтернативой личному автомобилю. Правда, чтобы превратиться из средства для экстренных случаев в каждодневный транспорт, такси должно эволюционировать. Скажем, должны появиться операторы со своим автопарком из одинаковых машин. Должен быть контроль водителей. Должна быть удобная система заказа такси и оплаты (например, посредством электронного приложения — они существуют). Возможно, нужны такси на аглицкий манер с отдельным пассажирским салоном, где ты почти не видишь водителя. Тогда, глядишь, кто-то и доверил бы им свою жизнь в рутинных разъездах.
Но мои расчеты работают, если человек в принципе отказался от покупки личного авто в пользу такси. Но какой авторитет должны набрать такси для этого? И не будет ли такое такси многократно дороже полуофициальных услуг, которыми мы пользуется сейчас? А если своя машина есть, то оплачивать ее простой на стоянке вроде как совсем глупо.
Я вовсе не призываю всех продать машину и кинуться в объятья таксистов. Но в принципе эффективная служба такси может быть одним из способов сдерживая автомобилизации. Например, хорошее такси вместо второго автомобиля для семьи — чем не вариант?