Танк-контейнер или спецвагон — Профессиональный ремонт

Танк-контейнер или спецвагон

Новые технологии не стоят на месте. Уровень контейнеризации грузов в России медленно, но верно увеличивается. А слово «танк» – больше не пугает участников рынка. Тем более, что к достижению эффективности он движется в соответствии с названием. К тому же фору танк-контейнерам дают происходящие на рынке перемены: парк спецвагонов не то что практически не обновляется, а в последние два года усиленно списывается. Спешите танк контейнер купить по выгодной цене.

Танк-контейнер или спецвагон: кто одержит победу?

Профицит сменился дефицитом?

По информации INFOLine, особенно остро сегодня в отрасли ощущается нехватка специализированных цистерн для перевозок химических грузов и кислот, а также окатышевозов. Эксперты прогнозируют, что дефицит вагонов-цистерн в этом и в последующих годах будет только расти, поэтому объемы перевозок в танк-контейнерах продолжат увеличиваться. Напомним, что, по различным оценкам, порядка 70% вагонов-цистерн в России находятся на грани выработки своего технического ресурса. Однако, по мнению заместителя генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислава Золотарева, в целом дефицита специализированных вагонов на рынке пока нет. «Да, они активно списываются, но по большинству типов вагонов все еще существует профицит. Сегодняшние излишки связаны с падением грузовой базы», – комментирует эксперт.
Тем не менее, по словам С. Золотарева, по мелкосерийным вагонам дефицит может появиться. Однако Минтранс учел возможную проблему с нехваткой специализированного парка и некоторые виды подвижного состава разрешил эксплуатировать на сети железных дорог после модернизации и в текущем году. «В соответствии с перевозимой грузовой базой в будущем возможен дефицит парка рефрижераторов. Однако пока регулирующие органы не определятся, какой им нужен подвижной состав, не создадут отдельную программу по финансированию проектирования и постройки вагонов, ситуация может быть близка к критической», – сетует С. Золотарев.
Нехватка вагонов-цистерн подвигла рынок присмотреться к относительно новому продукту – танк-контейнерам. По данным Международной танк-контейнерной ассоциации (ITCO), в мире их насчитывается порядка 400 тыс. ед. различных модификаций. В России – около 10 тыс. ед. Средний прирост объема перевозок в Европе составляет 10–12% в год. Россия и Восточная Европа только развивают этот рынок перевозок. Стремительный рост в данном сегменте начался в 2010 году, и к концу 2015-го объем грузов, перевозимых в контейнерах-цистернах, уже превышал 3 млн т. А в танк-контейнерах на железнодорожном транспорте по итогам прошлого года перевезено 1,3 млн т.

Грузы и танки в поисках друг друга

По наблюдениям исполнительного директора Центра экспертизы и производства Никиты Битюцкого, одним из стимулов для перехода операторов со специализированных вагонов-цистерн на танк-контейнеры являются постоянно меняющиеся правила игры на железных дорогах России. «Это не позволяет сформировать прозрачную бизнес-модель по транспортировке химических грузов. Кроме того, парк специализированных вагонов-цистерн постепенно сокращается из-за окончания срока службы и при этом практически не восполняется. Это обусловлено как снижением объемов перевозки химических грузов в 2016 году в целом, так и высокой стоимостью новых инновационных вагонов-цистерн для химических грузов», – комментирует эксперт. Несмотря на естественную ограниченность номенклатуры грузов, которые могут доставляться в контейнерах, в России уже сейчас это делается по целому ряду насыпных и навалочных грузов. Это стало возможным благодаря применению новых технологий погрузки. Например, использование мягких вкладышей при погрузке в контейнеры позволило переориентировать часть перевозок сыпучих грузов, в основном зерна, с парка специализированного подвижного состава.
Танк-контейнер – это идеальная тара для перевозки как жидких, так и сухих химических грузов, в частности растворителей, кислот, щелочей, солей, спиртов, хлоридов и т. д. Однако в них же могут перевозиться и пищевые продукты (спирты, коньячные и виноматериалы, концентраты соков), а также сжиженные углеводородные газы (бутан, пропан, смеси, нефтяные сжиженные газы и пр.). В зависимости от типа груза, требований к его перевозке и класса опасности подбирают соответствующий танк-контейнер.
«Использовать танк-контейнеры чрезвычайно удобно с точки зрения возможности организации мультимодальных перевозок. Еще один неоспоримый плюс – транспортировка по железной дороге жидких химических грузов в танк-контейнерах обойдется грузовладельцу дешевле, чем в специализированных вагонах-цистернах. Специализированный парк для транспортировки химических грузов сильно устарел, а запрет на продление срока службы без модернизации также может сыграть на руку танк-контейнерам: на сегодняшний день грузоотправителю и оператору невыгодно покупать новые химические цистерны, поэтому потенциальный объем рынка для танк-контейнеров значительно больше имеющегося», – полагает президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин.

Статистика убивает надежды?

Наряду с факторами роста он отмечает и условия, сдерживающие развитие транспортировки данным способом. «К сожалению, в России пока недостаточно наработана практика использования танк-контейнеров в перевозочном процессе, из-за чего периодически происходит повреждение этого вида тары, так как у работающего с ним персонала не хватает опыта и специальных знаний», – рассказывает он.
Логистика данного вида перевозок затруднена прежде всего отсутствием терминалов слива-налива для танк-контейнеров (в первую очередь это касается сжиженных газов), поскольку в настоящее время российские терминалы нацелены и оборудованы в основном для погрузки-разгрузки цистерн. Также нет в достаточном количестве специализированных ремонтных депо.
Однако нельзя не отметить, что в структуре перевозок по железной дороге грузы в контейнерах составляют всего 2-3% (около 28 млн т, или 2,16 млн TEU груженых), соответственно, в танк-контейнерах этот объем еще меньше. По оценкам аналитиков Газпромбанка, объем грузов, транспортируемых в танк-контейнерах, сегодня не превышает 2%. Например, в перевозках химических грузов задействованы хопперы-минераловозы (вагонами данного типа доставляется 54% химической продукции), цистерны (20%), полувагоны (16%) и крытые вагоны (3%), а доля танк-контейнеров несравнимо мала.
По словам ведущего эксперта-аналитика Института проблем естественных монополий Сергея Оленина, в последнее время достаточно востребованы перевозки наливных грузов в танк-контейнерах. «Переориентируются на специальные контейнеры в основном номенклатуры химических и нефтяных грузов, требующие особых условий перевозки, которые вагоны-цистерны, в силу своих конструкционных особенностей, обеспечить не способны. Наравне с ростом спроса на перевозки в данном сегменте операторы наращивают собственный парк танк-контейнеров», – комментирует аналитик.