Фахверковые дома, как старинной, так и современной постройки, можно видеть во многих странах — в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Чехии и др. Присущее им особое «европейское» очарование не оставляет равнодушными и российских частных застройщиков. Поговорим о характерных чертах фахверка и о том, какие изменения он претерпел за долгие века своего существования.
Вспомним, как всё начиналось…
Сооружения фахверкового типа — жилища и оборонительные стены — строили еще в эпоху Древнего мира в Малой Азии, Египте, Греции, Риме. Однако считается, что фахверковые дома в их типическом для сегодняшнего времени виде появились в средневековой Германии. Причем эта технология позволяла возводить не только одно-двухэтажные сельские, но и многоэтажные (4–5 уровней) городские здания. В основе подобных построек лежит сложный деревянный каркас, состоящий из рядной системы стоек, ригелей, подкосов и распорок. Ячейки между элементами остова (нем. Fach — ячейка, секция; Werk — работа) заполняли смесью глины с соломой, камышом или древесными остатками, «армируя» саман решетками из веток, после чего конопатили щели, штукатурили и белили поверхности. Такие жилища были легкими, Проекты коттеджей фахверковые дома и проекты требовали использования небольшого количества леса (в сравнении с целиком деревянными домами), а следовательно, обходились недорого. Те, у кого была такая возможность, закладывали проемы в каркасе камнем или кирпичом, что заметно утяжеляло и удорожало конструкцию, придавало постройке статусность, но, однако, не делало ее теплее (теплопроводность легкого самана почти в два раза ниже, чем у кирпича).
Характерной чертой, отличающей фахверк от обычных каркасных строений, являлось то, что заполнители закладывали в ячейки заподлицо с наружной плоскостью балок и оштукатуривали так, чтобы скелет здания оставался полностью на виду. Более того, его рисунок обязательно подчеркивали темной, контрастной окраской. Таким образом, каркас становился ярким элементом фасадного декора, посмотреть проекты фахверкого дома в Москве и чем сложнее был «узор», тем выше оценивалось мастерство строителей. При этом особо тонкую детализацию «рисунку» придавала система подкосов и распорок, главной функцией которых было обеспечение жесткости и устойчивости здания. (Кстати, структура силовых узлов во многих современных металлических конструкциях — взять хотя бы строительные фермы или опоры ЛЭП — восходят именно к фахверку.) Надо сказать, что та или иная «раскладка» наклонных элементов имела еще и символическое значение. Чаще всего встречалось пересечение укосин в форме буквы «Х», что означало Андреевский крест; в форме буквы «Ж», что называлось «дикий человек» (нем. Wildermann), который мог быть малым, угловым и др., а также условное изображение «Древа жизни».
Украшением фахверковых домов служил не только выделенный цветом рисунок конструктива, их декорировали также резными или гнутыми элементами, розетками, витражами, мозаикой
Самые ранние постройки (X–XII вв.) взводились по методу «длинных столбов». В основном это были крестьянские жилища в один-два этажа, и длины цельных стоек из массива хватало на всю их высоту. Более поздний фахверк в виде городских «многоэтажек» (XV в.) собирали уже по технологии «коротких столбов», фахверковые проекты при этом каждый следующий уровень немного нависал над предыдущим, благодаря чему дождевая вода не текла сразу по всему фасаду, а падала с этажных выступов прямо на землю, подальше от основания. Дома, построенные как в той, так и в другой технике, настоящие долгожители, и возраст многих из них исчисляется не одной сотней лет. Так, например, в немецком Кведлинбурге есть немало фахверков, возведенных еще в XIV в.; в самом старом из них (1346–1347 гг.), стоящем в переулке Wordgasse, 3, сегодня находится музей фахверковой архитектуры.