Лесной кодекс РФ закрепляет право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками, которое возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим кодексом (ст. 9 ЛК РФ).
Среди оснований, которые перечислены в ст. 9 ЛК РФ, более всего неисследованной является проблема предоставления прав аренды на лесные участки гражданам и / или юридическим лицам. Общее положение о договоре аренды закреплено в Гражданском кодексе РФ, его же особенности — в Лесном кодексе РФ. Несмотря на то, что договор аренды лесных участков подвергался исследованиям, анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет вновь акцентировать внимание на этой теме.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды также требует государственной регистрации. Законодатель обращает внимание, что при заключении договора аренды необходимо учитывать целевое назначение использования лесного участка, и от этого будет зависеть, на какой срок он будет заключен. Как договор аренды лесного участка читайте тут.
Выделяют следующие целевые назначения и виды использования лесного участка:
для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от 20 до 49 лет;
для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46, договор заключается на срок до 49 лет, без требования минимального срока аренды;
для строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины на срок от 1 года до 49 лет.
Порядок подготовки и заключения договора аренды, его форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
По действующему Лесному кодексу Российской Федерации допускается предоставление лесных участков в субаренду, передача прав на них в залог и в качестве вклада в уставной капитал вновь создаваемых юридических лиц. Но для того чтобы получить это право, участник лесных отношений должен принять участие в аукционе на право заключить такой договор. ЛК РФ также закрепляет право заключения договора аренды на один и тот же лесной участок двум арендаторам, но при этом у них не должна совпадать цель использования этого участка.
Рассматривая возможность передачи лесного участка в субаренду, было обнаружено, что в ЛК отсутствует норма, в которой были бы урегулированы условия, при которых эта передача была бы возможна. Поэтому субъекты этих отношений вынуждены обращаться к общему правилу субаренды, урегулированному в ГК РФ (п. 2 ст. 615).
Таким образом, необходимым является предложить законодателю внести в Лесной кодекс дополнение в п. 6 ст. 72 и изложить его в следующей редакции: «Договор субаренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается между арендатором и субарендатором на срок, не превышающий срока аренды лесного участка арендатором по согласованию с собственником лесного участка».
Аренда лесных участков на землях особо охраняемых природных территорий имеет свои особенности, так как следует правовому режиму этих земель.
Для заключения договора аренды лесных участок на землях обороны и безопасности необходим анализ положений Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного и иного использования (утв. Постановлением ПравительстваРФ от 31 марта 2006 г. № 176).
Анализ данного постановления выявил противоречие Земельного и Лесного кодексов. Следует задать вопрос: «Почему земли могут предоставляться для сельскохозяйственного пользования и не могут предоставляться для других целей?»
При переводе земель из лесного фонда в земли населенных пунктов лес будет вырублен и земля может сдаваться под строительство. В случае передачи земель лесного фонда в границы населенных пунктов Российская Федерация теряет ценный лес, служащий экологическим фильтром территории России.
Сравнив аренду земельных и лесных участков, можно прийти к выводу, что конструкции договоров аренды земельных и лесных участков во многом идентичны. Обусловлено это тем, что данные виды договоров основываются на общих положениях гражданского законодательства, и в сегодняшнем понимании законодательством понятие «лесной участок» очень близко к понятию «земельный участок», отличия проводятся лишь по способам определения границ, срокам и целевому использованию.
Явным недостатком Лесного кодекса РФ является отсутствие механизма заключения договора аренды на новый срок тем же арендатором.
Часть 5 ст. 72 Лесного кодекса предусматривает, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Однако в силу того, что договор аренды лесного участка заключается преимущественно путем проведения аукциона, и в правилах о его проведении преимущественного права арендатора, надлежащим образом исполнившего договорные обязательства по аренде, не предусмотрено, то ч. 5. ст. 72 является неэффективной.
Необходимо включить в Лесной кодекс ст. 72-2, которая раскрывала бы положение о реализации преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок и принятия положения, которое регулировало бы заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона, но с учетом его целевого использования.