Покупать готовый бизнес в кемерово рискованно. И чем меньше вы о нём знаете, тем больше вероятность потерять свои деньги прямо или косвенно. Прямо — то есть не суметь вывести его в плюс и остаться ни с чем, косвенно — переплатить за то, что стоит дешевле.
Кто и зачем продаёт бизнес
Основных причин продавать бизнес три:
- Не хватает сил и знаний или есть проблемы, ставящие бизнес под удар.
- Появилась перспектива снижения прибыльности — в этот момент из бизнеса выходят самые грамотные игроки: всё вроде бы растет, но не за горами сокращение показателей. Как распознать такой случай? Не верить никому. Опросите экспертов рынка — с чем могут быть связаны подобные решения продавца.
- Нужны средства для других проектов.
Все три пункта, по сути, об одном: никто не продает курицу, которая несёт золотые яйца. Решили продавать — значит понимают: своими силами закрыть потребности в клиентах/финансах/активах/ключевых специалистах не получается. Поэтому важно понять, в чём именно нуждается собственник и что побудило его продавать компанию.
В редких случаях бизнес выставляют на продажу «на будущее»: всё пока хорошо, но вдруг кто-то купит по выгодной цене. Тогда исходите из окупаемости бизнеса при его текущей стоимости — вписывается ли это в вашу экономику.
Для чего покупать бизнес
У покупателя два основных мотива приобрести бизнес: увеличение доли рынка или приобретение имущества компании. При этом, как правило, сделка срастается, если покупатель видит возможность получить большую эффективность активов по сравнению с показателями продавца.
Чтобы не прогореть, чётко оцените выгоды от приобретения компании — сколько планируете зарабатывать на новом бизнесе. А затем с учётом оптимального уровня окупаемости определите для себя «красную черту» — ту цену, выше которой вы не поднимитесь ни при каких обстоятельствах.
Кейс: покупка завода по производству строительных материалов
Продавец просил за завод 500 млн рублей и заявил окупаемость своего бизнеса на уровне 5 лет. Мы начали разбираться и увидели, что у бизнеса 130 млн рублей непогашенных обязательств, остаток по лизину 115 млн рублей и недостаток собственного оборотного капитала (который продавцы редко считают) 140 млн рублей.
Об этих проблемах продавец ничего не говорил. Возможно, просто не погружался, как ему казалось, в детали. Плюс ко всему для нормального перезапуска завода требовалось вложить ещё 90 млн рублей в модернизацию производства.
Мы оттолкнулись от желаемой покупателем окупаемости в 5 лет. Цена упала с 500 млн рублей до 50 млн рублей. Да, сделка в итоге не состоялась — продавец хотел свои 500. Но зато и покупатель не вошёл в провальный проект и избежал необоснованных трат.
Варианты оценки: посчитать самому или обратиться в агентство
Чтобы оценить бизнес своими силами, надо понимать базовые принципы оценки. Существует три подхода к оценке:
- затратный — определяет стоимость бизнеса как разницу между стоимостью всех активов компании и всех её обязательств;
- доходный — основан на ожиданиях доходов, которые можно получить от этого бизнеса;
- сравнительный — учитывает, по какой стоимости продаются аналогичные компании.
Основной подход при оценке бизнеса — доходный. В его основе лежит финансовая модель компании. Даже если приняли решение оценивать сами, очень важно подойти к этому серьёзно, чтобы добиться максимально точного результата.
Отклонение в 5–10% в абсолютном выражении может быть значительным: даже на фруктовой лавочке за 100 тысяч рублей при такой скидке высвободится 10 тысяч рублей, а уж в масштабах завода за 100 млн рублей экономия будет куда более ощутимая.
Если оцениваете сами, понадобятся специальные навыки: умение читать финансовую отчетность, оценивать профессионализм команды и анализировать тенденции на рынке.
Но в конечном итоге правило простое: если вы профильный игрок — вы и сами знаете, сколько стоит тот или иной бизнес (хотя внимательно оценить финансовую отчётность, команду и задолженность всё равно необходимо). А если вы не «в рынке» — лучше обратиться к независимым экспертам.
Потому что если вы, будучи непрофильным игроком, узнаёте о продаже бизнеса, то скорее всего, продавец уже предлагал свой актив профильным игрокам и они по каким-то причинам отказались. Как правило, это тревожный признак: с бизнесом что-то не так или цена сильно завышена.